Буффонадная клоунада
Приемы буффонады свойственны любой форме циркового комического выступления, но в буффонадной клоунаде они являются главными. Основные персонажи здесь - Белый и Рыжий клоуны, традиционные образы цирка. Белый - резонер, Рыжий - комик. Белый одет в красивый, элегантный, расшитый блестками костюм, на голове - белый остроконечный колпак. У него набеленное лицо, красные губы, вздернутые вверх брови. Маска Белого клоуна пришла в цирк из народных фарсов и ярмарочных балаганов. Прообразом Белого был белолицый паяц Пьеро. Рыжий - полная противоположность Белому. На нем мешковатый костюм, большие ботинки и обязательно рыжий парик с поднимающимися волосами. У Рыжего неуклюжая походка, смешные, неловкие манеры.
Названия Белый и Рыжий определяют не только внешнее обличье, но и роль. Облик Белого как бы подчеркивает его превосходство над Рыжим. У него хорошая дикция, он умело владеет голосом. Суждения Белого безапелляционны, а действия - разумны и логичны. Белый недоумевает по поводу нелепых поступков партнера. Иногда полагают, что роль Белого клоуна сводится к умению подавать реплики партнеру, подыгрывать ему, а главный здесь - Рыжий. Это неверно. "Белый клоун - это... атлант, поддерживающий своими плечами сложное сооружение клоунады. Парадоксально, но Рыжий приковывает к себе внимание, а Белый. Умело направленными репликами, интонацией, жестами - всем своим поведением - он незаметно сосредоточивает все внимание зрители на своем партнере - Рыжем" (1). А вот как оценивает роль Белого знаменитый Рыжий - Эйжен (Пилат): "Без хорошего Белого Рыжий не существует". Рыжий всегда "глуп", он совершает поступки, кажущиеся лишенными здравого смысла, всегда мешает Белому, все делает неуклюже и невпопад. Но на самом деле Рыжий себе на уме, и симпатии зрителя больше на его стороне. Над ним смеются и ему сочувствуют, когда он попадает в нелепые положения. Он по-детски наивен в своих поступках и тугодумом лишь прикидывается, чтобы потом обмануть, перехитрить Белого. Эта черта народного юмора делает Рыжего схожим со сказочным Иванушкой-дурачком.
Контраст между Белым и Рыжим лежит в основе их взаимоотношений. На этом строится и конфликт, заложенный в сценках и репризах, исполняемых ими. (Взаимозависимость партнеров настолько велика, что ошибка или неудача одного сводит на пет усилия другого.) Осмеяние глупости, напыщенности, фанфаронства, алчности и других человеческих пороков - основная цель буффонадных клоунов. Смеясь как бы над собой, клоуны высмеивают недостатки, осуждая не людей, а их пороки. От исполнителей буффонадной клоунады требуется подлинное актерское мастерство. Нелишне напомнить, что многие старые русские клоуны обладали отличной дикцией. Их было слышно в любом уголке цирка. Опытные клоуны всегда учитывают условия круглого зрительного зала цирка и никогда надолго не задерживаются спиной к одному сектору. Они постоянно находятся в движении, непрерывно общаются с партнером и всегда пребывают в контакте со зрительным залом.
Буффонадная клоунада интересна тогда, когда весь текстовой материал органически увязан с действием. Если клоунада насыщена словом и ограничена в действиях, она не будет доходчива. Текст в клоунаде должен быть кратким - это лишь вспомогательный фактор, а основа - действие, трюки, именно они помогают раскрыть содержание клоунады, взаимоотношения клоунов и их характеры. Таким образом строятся все буффонадные клоунады - как классические, известные во всех цирках мира, так и современные.
Выступление буффонадных клоунов в программе ограничено десятью - пятнадцатью минутами. Это обстоятельство требует от артистов предельной лаконичности, умения находить те выразительные средства, которые помогут им наиболее ярко проявить характеры персонажей и в то же время четко провести драматургическую линию клоунады - завязку, развитие действия, завершение.
Многие старые буффонадные антре до сих пор пользуются успехом именно потому, что они насыщены действием, построены на определенном конфликте. И не случайно некоторые клоунады из классического репертуара, переделанные, осовремененные, прочтенные сегодняшними глазами, вновь звучат в клоунском репертуаре. Значение буффонадной клоунады было определено А. В. Луначарским еще в начальном периоде становления советского цирка: "Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду. Сохраняя классические основы жанра, традиционные образы и приемы исполнения, наши лучшие клоуны сумели проявить те черты в своих персонажах, которые способствовали созданию интересных, лишенных пошлости, осмысленных буффонадных антре. Артисты правильно поняли дух времени и значение клоунады в советском цирке, они отошли от шаблонных образов и устаревших приемов. Немало новых современных клоунад утвердилось в репертуаре именно потому, что в них сегодняшние злободневные темы решались средствами, специфичными для клоунады, ее проверенными в веках приемами.
Внешний облик буффонадных клоунов в нашем цирке несколько изменился. Теперь уже почти никто из исполнителей роли Белого не белит лицо. Да и Рыжий уже не тот. Изменился не только его внешний вид, но и характер. Теперь не встретишь Рыжего с причудливо размалеванным лицом. В его репертуаре нет грубых реприз и действий, унижающих человеческое достоинство. Исчезли из сценического поведения Рыжего черты откровенного кретинизма. Он стал жизнерадостным весельчаком, находчивым и остроумным. Но, к сожалению, в последние годы буффонадные клоуны все реже появляются перед зрителем. Существует мнение, что классические маски Белого и Рыжего неспособны, нести современную тематику. Но это утверждение надуманно. Шутовской наряд А. Л. и В. Л. Дуровых не мешал им выступать с острым сатирическим репертуаром против самодержавия, а клоунские костюмы и маски Виталия Лазаренко, Дмитрия Альперова, Николая, Петра и Лаврентия Лавровых и других клоунов не вступали в конфликт со злободневным репертуаром, который они несли с манежа. Такие клоуны, как Д. Альперов, М. Калядин, А. Бугров, С. Ротмистров, С. Крейн, Н. Лавров, С. Любимов, А. Дубино, Н. Костеренко и другие, доказали, что буффонадная клоунада имеет право на самостоятельное положение в советском цирке как одна из емких, жизнестойких форм древнего жанра. Не случайно буффонадную клоунаду в цирке называют классической.
Материал предоставлен крайне фрагментарно.